Поездка в Туву (или если добавлять слово "республика", то пишется Республика ТЫва) планировалась еще с марта 2013 года: неспеша подготавливались машины, подбиралась команда, оформлялись разрешительные документы на проезд по приграничным территориям.
И 30 июня 2013 года в 10 утра мы, в составе трех машин, выехали из Омска в направлении Тувы.
Общая схема движения по маршруту Тува - 2013.
Маршрут Тува - 2013 (формат .gpx + .kml)
Заезд
В Республику Тыва мы спланировали заехать через Алтай: по трассе М52 до поселка Кош-Агач, а далее на перевал Бугузун.
30.06.2013 Омск - Кулунда.
01.07.2013 Кулунда - Усть-Кан
02.07.2013 Усть-Кан - Кош-Агач - перевал Бугузун.
Маршрут Туэкта - перевал Бугузун (формат .gpx)
Итого от Туэкты до Кош-Агача проехали 280 км за 5ч30мин.
От Кош-Агача до перевала Бугузун расстояние 80 км преодолели за 3ч30мин.
Стоянка за перевалом Бугузун:
Тува
03.07.2013г.
Перевал Бугузун - вдоль реки Джеты-Тей (Гетедей) - мост через приток р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) рядом с озером Ак-Куль - озеро Ак-Куль - мост через р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) - вдоль р. Дуруг-Су - перевал 2426.8м - озеро Хиндиктиг-Холь (Кындыкты-Куль) - верховое болото 6км - перевальчик - стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову.
Мосты возле озера Ак-Куль:
Маршрут перевал Бугузун - озеро Хиндиктиг-Холь (формат .gpx)
Итого за день пройдено 70км за 13ч30мин.
На преодоление 5-ти км верхового болота возле озера Хиндик-Тиг-Холь потрачено 5 часов! Дневка на Хиндиктиг-Холе прошла успешно ;)
Краткие зарисовки...
Заплыв по озеру Хиндиктиг-Холь:
"Дневка" на верховом болоте озера Хиндиктиг-Холь:
Стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову:
04.07.2013г.
Урочище Хопчугдуг-Хову - брод через р.Каргы - Мугур-Аксы - перевал 2120м - перевал Коге-Дава 2373м - перевал Арзайту 2222.4м - Саглы - перевал 1811м - стоянка на речке Хорумнуг-Ой.
Итого за день пройдено 165км за 9 часов.
Максимальный угол подъема 25.6 градусов.
Максимальный уклон съезда 23.7 градусов.
Суммарный подъем 4023м.
Суммарный спуск 4530м.
Маршрут оз.Хиндиктиг-Холь - Мугур-Аксы - перевал Коге-Дава 2373м - Саглы - стоянка на реке Хорумнуг-Ой (формат .gpx)
Урочище Хопчугдуг-Хову:
Мугур-Аксы. Заправка соляркой - Совершенно секретно!
Солярка в Мугур-Аксы есть, но... не там где мы привыкли ее покупать. На АЗС есть любой бензин, а солярки нет. А есть она вот за этим забором:
Чтобы "кто ненадо" не понял, а путник на дизельном авто нашел это место, используя дедуктивный метод, подскажу - через дорогу хлебопекарня:
А дальше сплошные горы, ущелья и перевалы. За весь день встретили десяток машин. Населенных пунктов нет. Но при этом нельзя сказать, что народа нет - есть, но только пастухи. Внимание на проезжающих никто не обращает - видно, что в отличие от района озера Хиндиктиг-Холь, здесь народ цивилизованный. Дорога везде хорошая, отсыпанная, грейдированная без выбоин:
Стоянка возле речки Хорумнуг-Ой:
05.07.2013г.
Речка Хорумнуг-Ой (район между Саглы и Хандагайты) - Хандагайты - пограничная застава Дус-Даг (бывший Торгалыг) - вид на озеро Убсу-Нур - дорога вдоль границы Россия-Монголия - стоянка недоезжая Берт-Даг.
Итого за день пройдено 275км за 10 часов.
Суммарный подъем 4260м.
Суммарный спуск 5198м.
А ведь изначально, дорогу от Мунгуp-Аксы, а точнее от озера Хиндиктиг-Холь, до Самагалтай мы планировали проехать за один день - всего-то ничего - 500км
Следуя вдоль государственной границы Россия-Монголия на расстоянии 50 метров мы размышляли: ну, когда же, наконец, появятся пограничники? Степь, на сколько хватало обзора, была абсолютно тихой и пустой: никаких машин, вышек, КПП и т.п. У нас даже закралось сомнение, что за нами следят :) Но оно оказалось напрасным: в районе бывшей деревни Торгалыг расположилась пограничная застава Дус-Даг, и сразу за мостом в кустах нас поджидал пограничный УАЗик с дежурным. А еще через пару минут подъехал начальниу заставы. Наконец-то :) наши пропуска проверили, всех переписали в журнальчик и отпустили. Начальник заставы даже хотел дать номер своего мобильного, на случай если с нами что-то случится. Мы даже обалдели :) Но когда узнал, что мы собираемся заночевать под Самагалтай, то передумал, потому что там уже будет не его епархия, так сказать: "пост сдал - пост принял". И мы поехали дальше.
Только мы выехали от пограничников, как начался жуткий ливень с грозой:
Это единственное место с которого открывается чудесный вид на озеро Убсу-Нур
Абсолютно случайно мы обнаружили, что багажник ЛэндРовера почти полностью открутился. Как он не улетел - загадка:) 8)
На всякий случай решили проверить крепления багажника на Мистрале:
Здесь к нам еще раз подъехали пограничнике на УАЗике, бегло взглянули на пропуска и упылили по своим делам. А дальше долгая дорога по абсолютно плоской степи:
Стоянка возле пересохшего русла речки, недоезжая Берт-Даг:
06.07.2013г.
Берт-Даг - Самагалтай - Балгазын - Дерзиг-Аксы (паром) - Бояровка - стоянка где-то в горах.
Итого за день пройдено 258км за 9 часов.
Маршрут Берт-Даг - Самагалтай - Балгазын - Дерзиг-Аксы (паром) - Бояровка - стоянка где-то в горах (формат .gpx)
В Самагалтае солярки небыло тоже, но мы не стали ее "искать":). В Дифендер залили 20 литров из канистры, и то на всякий случай ибо бак 60л, Мистраль и Таракан поехал дальше без заправки, но у них и баки около 85л.
Уже через 67км хорошей новой асфальтированной дороги был Балгазын, где солярка была на всех заправках. Там и заправились. Правда отсекателей нигде нет и наливают только кратно 10, т.е. 10л, 20, 30... и т.д. Прям рулетка какая-то :) Свернули в сторону Бояровки. А дальше пошла отсыпанная грейдированная дорога.
В Дерзиг-Аксы переправились на пароме через Малый Енисей, причем днем совершенно бесплатно, а ночью платно:)
Дорога после Бояровки на Тоора-Хем:
Стоянка по дороге на Тоджу:
07.07.2013г.
Стоянка за Бояровкой - Тоора-Хем - озеро Азас (Тоджа).
Итого за день пройдено 155км за 10 часов.
Маршрут стоянка за Бояровкой - Тоора-Хем - озеро Азас (Тоджа) (формат .gpx)
Дорога на Тоджу:
Тоора-Хем:
Дорога Тоора-Хем - озеро Азас:
08-09.07.2013г.
08.07.2013г. Озеро Азас (Тоджа)- дневка с небольшим переездом.
09.07.2013г. Озеро Азас - Тоора-Хем - Ий - район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.
Итого пройдено 78км за 6 часов.
Маршрут озеро Азас - Тоора-Хем - Ий - район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара (формат .gpx)
Покатушки вдоль озера Азас.
Дорога от базы отдыха вдоль озера Азас до начала заповедника Азас:
На въезде в заповедник Азас стояла предупредительная табличка "Проезд запрещен", никаких шлагбаумов небыло, но т.к. мы законопослушные граждане, то решили дальше не ехать. Развернулись, немного отъехали назад и заночевали.
С утра двинулись обратно в сторону Тоора-Хем. По дороге остановились на берегу озера и решили сделать днёвку.
Днёвка на озере Азас:
Рыбалка удалась только тем, кто не брал в поездку рыбные консервы ;)
Оказалось, что мы остановились на "лодочной остановке" местных жителей с противоположного берега. На время, пока они ездили в поселок за продуктами, нам разрешили воспользоваться лодкой. За это мы угостили тувинцев омской сгущенкой :)
Утром 09.07.2013г. мы выдвинулись в район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.
Мы вернулись назад в Тоора-Хем, оттуда в поселок Ий и далее в сторону поселка Ырбан.
По дороге появилось неожиданное препятствие - упавшая береза. Благодаря совместным усилиям дорога была отчищена!
Река Хамсара. Скорее всего место съезда на зимник.
Брод через реку Хамсара в сторону поселка Ырбан в районе слияния Большого Енисея с рекой Хамсара. Здесь мы решили остановиться на ночевку:
Неожиданно в 100 метрах от стоянки нашли медвежьи следы:
А вечером заморосил дождь, который продолжался и на следующее утро...
В связи с этим безобидная вчерашняя дорога превратилась в опасный грязевой аттракцион:
10.07.2013г.
Район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара - Тоора-Хем - Бояровка - стоянка на Малом Енисее.
Итого за день пройдено 205км за 9 часов.
Маршрут район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара - Тоора-Хем - Бояровка - стоянка на Малом Енисее (формат .gpx)
По дороге на Тоджу и обратно останавливались поесть в единственном и, наверное, поэтому самом известном в этих местах придорожном кафе "Сыынак", что в переводе с тувинского – оленёнок, рожденный от оленухи и лося. Достаточно вкусно и недорого. Кухня обычная. Тут же можно переночевать.
Дорога домой
11.07.2013г.
Стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом).
Итого за день пройдено 620км за 13ч30мин.
Маршрут стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом) (формат .gpx)
12.07.2013г.
Знаменка (под Абаканом) - Новоселово - Шарыпово - Мариинск - Кемерово - Новосибирск - Омск.
Маршрут Знаменка (под Абаканом) - Кемерово - Новосибирск (формат .gpx)
Итого за день пройдено Знаменка - Новосибирск 840км за 14 часов + Новосибирск - Омск 650км.