Ютубканал Суккоградъ

     Дорога Сентелек - Коргон — это ближайший к Омску проход на Горный Алтай. Эти два населенных пункта расположены друг от друга на расстояние менее 60 километров. В сети есть несколько отчетов о проходе этого участка. Обычно на этот путь уходит один световой день, мы же потратили на него 3 дня.

    Два внедорожника: Land Rover Defender с лебедкой и Нива с двуручной пилой. В каждой машине муж, жена и маленький ребенок. Ну и конечно в Дефе наш верный друг керри блю терьер Гага.

29 июня в 11 часов 19 минут мы въехали в Сентелек. Дорога была изучена по отчетам и картам, но на всякий случай я решил пообщаться с местным товарищем и уточнить как обстановка на маршруте. Добрый дядька-тракторист сообщил, что прям с Сентелек нам ехать не стоит, а лучше объехать гору двигаясь в направлении Покровки. В поисках верного направления мы доехали аж до Покровки и даже скатались за нее, но нужную дорожку нашли лишь на обратном пути в Сентелек. Нельзя сказать чтобы дорожка была сильно накатанной, но она была.

    По мере продвижения дорожка начала растворяться и постепенно превратилась в 1,5 метровую траву. Далее с ней такое происходило регулярно. Хорошо, что на дороге в колее, предпочитают расти немного другие цветочки чем везде, поэтому направление все же можно обнаружить. Тем более, что местами направление совпадало с тропками указанными на старых топографических картах в SAS Planet.

В какой-то момент я начал сожалеть о том что мы послушали совета и поехали в направлении Покровки, а не пошли вдоль реки Чесноковки, так как появилось ощущение что мы этим путем не выйдем к нашему маршруту. Немного проголодавшись, примерно в 15:30, мы остановились на пригорке у прекрасной лиственницы рядом с которой лежали не догоревшие остатки ее прародительницы. В процессе готовки мы разведали, что внизу, сразу после спуска, мы выходим на ту самую дорогу по которой не пошли из Сентелека. Это не могло не радовать, так как на этом маршруте не должно быть сюрпризов.

    В 16:40 29 июня мы спустились к бывшей деревне Татарке, что на речке Малая Татарка. Открыли ворота в ограждении для скота, въехали, преодолели речку и начали подъем. Это был первый серьезный подъем по скользкому склону, который в сырую погоду одолеть было бы крайне сложно. В сухую погоду он не представлял трудности. Поднявшись мы обнаружили пасущихся лошадок и двинули дальше. Участок дороги до так называемого Тракторного ручья пролегает вдоль забора Маральника. Маральник существует, за забором следят. Собственно на этом участке дорога прослеживается. Вероятно по ней иногда катаются. На этом участке есть очень крутые подъемы и спуски, которые в сырую погоду могут доставить огромные проблемы. Хотя в целом там все хорошо.

     Первый день мы шли очень хорошо. Как я и предполагал мы не спеша прошли половину пути: прошли реку Большая Татарка и ушли с Большой Татарки на Тракторный ручей, по которому должны были на следующий день пройти до реки Воровская и спуститься в Коргон. Дойдя до Большой Татарки мы не сразу вычислили поворот на Тракторный ручей и немного прошли мимо свертка. Задуматься заставили напиленные пни, которые валялись в высокой траве и которые я заметил не сразу. Обнаружил только, когда начал их тащить чулком заднего моста. Выковыряли, сверились с картой, вернулись назад и свернули на Тракторный. Зайдя на дорогу вдоль Тракторного ручья мы обнаружили, что там, в отличии от предыдущего участка дороги, довольно сыро. Колея заросла травой в человеческий рост и стали попадаться камни лежащие в колее прямо между колес. Налетев пару раз защитой на такие камушки, пришлось снизить темп, выпустив вперед «первопроходца». Постепенно дорога свернула в горы и пошла по лесному склону, камни на дороге окончательно пропали, появилась «хорошая» черноземная колея с двухметровой травой. Уже позже, преодолев маршрут, мы поняли, почему участок от Тракторного ручья до реки Воровская является камнем преткновения — грунт на этом участке: жирный чернозем, ни камушка, ни песочка, а после дождя — каток. Но... ближе к маршруту. Уже вечерело. Преодолев внушительный подъем, мы увидели лежащую поперек дороги здоровенную березу. Это было первое серьезное препятствие. К счастью, у Лехи в багажнике оказалась двуручная пила. Пока мужская часть экспедиции перепиливала березу пилой, женщины и дети пошли вперед утаптывать траву, чтобы хоть как-то была видна глубокая колея и край склона. Шли в темноте, по внешнему краю склона, пропуская колею между колес, в надежде найти площадку для лагеря. В итоге 22:00 устроили стоянку прямо в колее. Впереди был съезд и совершенно непонятная перспектива. Для организации сна пришлось нарубить веток пихты и закидать ими колею. Выспались хорошо, несмотря на дождик ночью. Затем дождик утром... А мы то надеялись пройти по сухому. Хотя уже войдя в Тракторный ручей стало понятно, что вот прям сухо тут не будет. Как я уже писал до Тракторного ручья дорога была довольно сухой. Впрочем часам к 11 тучки разогнало и было довольно солнечно.

     Весь день 30 июня был посвящен лебяжению. За весь день нам удалось пройти не более 2 км. Уже стало понятно, что назад пути нет, но еще не было понятно сколько дней мы будем двигаться вперед. Заколебались реально: несколько оврагов с ручейками с крутыми спусками и подъемами, промоина на подъеме, глубокая колея. Двигались только по проложенной дороге «первопроходцем», обычно по краю склона пропуская колею между колес. На одном ровном месте, где ехать не по колее было невозможно, прицепили Ниву к Дефу, Деф в колею и поперли. По моим данным «рубилово» должно было закончится на Воровской речке. Вечером 30 июня до нее оставалось еще 2 км. Хотелось бы отметить, что на этих 2 км мы не встретили каких-то суровых препятствий, типа стен или суровых боковых уклонов и т.п. Машина тупо не ехала в гору на вполне еще живых Cooper Discovery STT 235/85R16 стравленных до 0.5 атмосфер. Очень много приходилось тянуть лебедкой в гору. На пути нас ждала пара низин с суровыми ямками (Деф скрывало выше бампера) с крутым въездом, из которых мы смогли выпустить воду, но пройти которые без лебедки оказалось нереально. На выезде из ям уступ, а внутри приличный слой ила. Либо лебедка, либо лопата и время. За день, наверно, можно закидать ямы грунтом со склона, организовав нормальный проезд.

     Вторая ночевка с 30.06 на 1.07 была у ручья на довольно ровной площадки. Встали не поздно, т.к. мы с Лехой уморились. А вот наши боевые жены предлагали выдвинуть в их лице инициативную группу на 500 метров вперед для приготовления ужина. Такая перспектива нас не вдохновила.

     На следующий день 1.07 Тракторный ручей был пройден и вот она, речка Воровская. Но и тут до Воровской без приключений не обошлось. Пару раз Деф не угадал траекторию движения и перед уходил в направлении склона. Въехать на дорогу самостоятельно было невозможно, а в одном месте даже опасно. Пришлось лебедиться в бок под углом 90 градусов и одновременно сдавать назад чтобы вернуть машину на траекторию. Нашли отличное место для стоянки, но для стоянки еще рано и сделав несколько фото мы уходим дальше. Первым делом мы попадаем на узкую дорогу с серьезным уклоном к реке. Согласно отчетам, некоторые экспедиционеры укрепляли колею, поднимали ту что ниже укладывая туда ветки и сенд-траки, но мы прошли как есть. Видать усталость уже отключила мозг. Дальше нас еще ожидал триал по камням, которых вдоль Воровской хватает. И неизвестно что хуже, когда их намыло сразу много или когда он один ждет тебя в травке. Второй вариант меня по итогу напряг куда больше и оставил свежие шрамы на авто.

      Мы прошли за 3 дня 60 км со средней скоростью движения 8,7 км/ч. Реально, на Тракторной скорость стремилась к нулю. Максимальная высота 1156 метров. Маршрут представляет интерес для омичей желающих покататься по горам, но ограниченных во времени. Маршрут проходим. Возврат в Омск по окончанию маршрута возможен через Солонешное. Это довольно быстро и не представляет трудностей. На маршруте есть все основные виды препятствий: очень крутые подъемы и спуски, небольшие броды, движение по руслу ручьев, камни на пути, иногда много камней: есть очень каменистый участок, а есть нежданчики замаскированные травой. В качестве бонуса проезд с хорошим боковым уклоном.

     Ну и напоследок самое важное. Комары есть, но немного. Клещ был. Тоже немного, но стабильно по всему маршруту. Много снимали с одежды и складывали в баночку, с себя снял двух присосавшихся. Людей и магазинов по пути нет. Водку и печеньки надо брать с собой с запасом. Вода в ручьях в дождь мутновата. Тут дело личных предпочтений. Мы набирали в канистру, когда находили чистую. Грибов пригодных к употреблению не нашли, хотя признаться и не искали особо. Хорошие виды есть, но на их созерцании и фиксацию требуется время, желание, силы. А у нас с собой были полотенца для пляжа. Мы ехали с Ярового в поисках других пригодных для купания и отдыха с детьми водоемов.